?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Предновогоднее...

 
"Рождество у обитателей леса", 1913, В. Старевич


«Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий». (Уолт Дисней)

Владислав Александрович Старевич  (1882 -1965) -  создатель первых в мире фильмов, снятых в технике кукольной анимации.

...С 5-го или 6-го класса у него было два серьезных увлечения: фотография и энтомология. Старевич собирал насекомых и засушивал их для коллекции. Кроме того, он сам делал макеты насекомых - настолько точно, что их нельзя было отличить от настоящих насекомых.

...В Москве Старевич знакомится с кинопромышленником Александром Ханжонковым и рассказывает ему, что хочет заниматься съёмкой видовых фильмов. Ханжонков дарит ему подержанную кинокамеру и несколько рулонов плёнки с единственным условием, что Старевич будет передавать ему права на все сделанные им фильмы. Ханжонков снимает для Старевича квартиру и просит приносить весь отснятый материал лично к нему, дав срок 5 месяцев на съемку первого фильма. Через 10 недель Старевич приносит ему уже три отснятых фильма. После этого Старевичу выделяют отдельное помещение для работы, предоставляют более серьезную аппаратуру и полную творческую свободу.

...В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснсилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм «Lucanus Cervus» был первым в мире кукольным анимационным фильмом.В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекарсная Люканида, или Война Усачей и Рогачами», в котором жуки рызыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

...В 1919 году Старевич с семьёй эмигрирует в Италию, а затем во Францию. Во Франции, к нему обращается представитель фирмы «Меркурий» и предлагает работу с жалованием не меньше, чем он получал в России. Приехав во Францию, Старевич принимает предложение и начинает снимать в Париже анимационные фильмы. Случай Старевича — единственный случай в российской «киноэмиграции», когда эмигранту практически сразу предлагают постоянную серьезную работу.

...Главным достижением Старевича стал первый в мировом кино полнометражный кукольный анимационный фильм "Рейнеке-Лис" (Le roman de Renard, 1930). Фильм начал сниматься в 1926 году как немой и был полностью снят к 1930 году, когда выпускать его в прокат в прежнем виде (без звука) уже стало практически невозможно. Фильм был озвучен спустя восемь лет на немецком языке по заказу Германии, правительство которой было заинтересовано в появлении своеобразной экранизации «народной поэмы» Гете. В 1941 году фильм был также выпущен на экраны на французском языке. «Рейнеке-Лис» принес Старевичу восемь международных премий, в том числе вторую медаль Розенфельда. (То, что фильм доделывался фактически на деньги гитлеровского правительства, в дальнейшем значительно повлияло на его прокатную судьбу — в большинстве стран он до сих пор не выпущен даже на видеоносителях.)

...Его популярность в 1950-х пошла на убыль, предложения на постановку фильмов приходить перестали и знаменитый режиссёр зарабатывал постановкой рекламных роликов, а в самые трудные времена продавал сделанных им кукол.

Владислав Старевич скончался в Париже 26 февраля 1965 года. При жизни у него не было конкурентов, но не было и последователей. После него не осталось ни учеников, ни его удивительной коллекции кукол...
 

"В один прекрасный день Старевич приехал к нам из Восточной Европы со своей дочерью и целым чемоданом всякого барахла - настоящий персонаж Гофмана. Он нашел пустынное место недалеко от Фонтенэ, сказал несколько слов на языке, который не понимает никто, и даже он сам, и сейчас же перед ним вознеслись каменные стены загородной виллы. Еще несколько слогов, и в камне прорезались окна и двери... - писал французский литератор Александр Арну. - Нет, я не поеду к Старевичу на его виллу в Фонтенэ, не хочу, чтобы он превратил меня в камень прямо на пороге или напустил на меня своих гномов, духов, домовых, своих ужасных мух и драконов с бриллиантовыми глазами..."