?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из статьи А. Калинина «Правдивые обманки» в журнале «Наука и жизнь» № 4, 2005:

«В 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников. Один из них, Габриель фон Макс, представил картину "Платок Святой Вероники" с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: "Смотрит! Смотрит!"
Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской написал о ней статью для журнала "Новое время", где раскрыл прием, с помощью которого немецкий автор добивался нужного эффекта…
…От знатока русского искусства священника Валентина Дронова услышал я историю, которую привожу здесь дословно: "Два или три раза в жизни приходилось мне видеть икону "Спас Нерукотворный", являвшую чудесное свойство. Глаза Иисуса на ней казались то открытыми, то закрытыми. Это зависело от душевного состояния молящегося. Если он был спокоен - Спаситель как будто спал. Если же находился в волнении - глаза открывались"…
Мне пока не удалось найти что-либо подобное в наших музеях. В путеводителе по Вифлеему - городу, где, по преданию, родился Христос, сказано, что одна из фресок на колонне в храме Рождества обладает таким же свойством: "лик на иконе открывает и закрывает очи".»
Image hosted by Photobucket.com

Такая икона есть в соборе Светицховели в Мцхете.

Image hosted by Photobucket.com

Она производит потрясающее впечатление… Ее изображение теперь висит у меня дома.

Справка:
Габриэль фон Макс (1840-1915) – сын известного пражского скульптора Йозефа Макса.
Учился в Пражской академии искусств. Изучал парапсихологию, спиритизм, всевозможные мистические традиции, восточную философию, дарвинизм. Большое влияние на него оказал художник Альберт фон Келлер. Продолжил обучение в Венской академии искусств, а затем в Мюнхенской академии вместе с Карлом Теодором фон Пилоти. Художник занимался серьезными антропологическими и психологическими исследованиями.
Image hosted by Photobucket.com


Image hosted by Photobucket.com